Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю. История украшений, в свою очередь, напрямую связана с развитием и становлением самого человека.
По мере развития человечества развивается и история украшений. С появлением возможности обработки различных материалов, а затем с открытием золота начинается новый этап в истории украшений. На смену примитивным украшениям из камней приходят украшения из драгоценных металлов и золота. Популярность золота заключалась в его красоте, легкости обработки и долговечности. В сочетании с золотом использовались многие, открытые в то время, драгоценные камни. Ими украшали одежду, оружие, предметы быта.
Например, Египтяне предпочитали золото всем другим металлам. Одним из самых древних и излюбленных украшений было ожерелье. Египтяне носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. К древнейшему украшению можно отнести и кольцо. Оно служило опознавательным знаком и указывало на степень власти, которой обладал человек, на принадлежность к определенному роду, а также применялось для простановки клейма на всех предметах собственности. И только потом появились кольца-украшения.
Именно древние Египтяне стали первыми использовать кольца при заключении брака и обмениваться ими в знак верности. Кольцо, надетое на средний палец левой руки, символизировало вечную верность и любовь. Считалось, что именно через этот палец проходит вена, которая ведет прямо к сердцу.
Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Немаловажное значение имел и цвет украшений. Красный символизировал жажду крови, зеленый - плодородие и урожай. Богатые египтяне носили украшения при жизни и, умирая, брали с собой в загробный мир.
Первые драгоценные камни были, вероятно, найдены в речной гальке на дне рек и на берегах. В Красном море добывали изумруд. В развитых древних цивилизациях добыча камней становилась отраслью экономики.
Красота золота и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются и мастерские для изготовления украшений. Около 4000 лет назад изготовление украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров. Гробницы, найденные археологами, содержали множество золотых и серебряных украшений, полудрагоценных камней, короны из лазурита с золотыми вставками, ожерелья и подобия булавок.
В Китае была распространена резьба по жадеиту еще 4500 лет назад. Китайские изделия часто содержали буддистскую символику и в основном изготавливались из серебра. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже - в Средние Века.
Древние греки начали использовать золото и природные камни в украшениях около 1400 года до н.э. К 300 г. до н.э. они использовали аметисты, жемчужины и изумруды. В Греции украшения носили в основном женщины, чтобы показать свой достаток, социальный статус в обществе и красоту. Искусство инкрустации греки переняли от египтян. Изделия изготавливались не только для людей, драгоценными камнями украшали античные статуи и скульптуры богов.
Древние римляне для изготовления украшений использовали золото, бронзу, стеклянные бусины и жемчуг, добывали агат. Наиболее типичным украшением римской эпохи является брошь, которую использовали для скрепления одежды.
Импортировались сапфиры, индийские бриллианты, изумруды.
На Руси впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером.Украшения также являлись способом половой идентификации. В быту, до определенного возраста, было принято одевать девочек и мальчиков одинаково, и лишь, достигнув 7-8 летнего возраста, девочке прокалывали уши. В качестве украшений могли выступать гусиные перышки. Мальчикам вдевали серьгу в левое ухо для предохранения от грыжи. Серьга была и магическим оберегом, и знаком мужского пола ребенка, так как девочки носили две сережки. Переставал человек носить украшения только после смерти. В отличие от Египтян в Древней Руси существовал запрет класть украшения умершего в гроб, иначе "они превратятся в змей и обовьются вокруг шеи и ушей".
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле. В этот период можно отметить культуру кельтов, франков и германцев. К 8 в. н.э. мужчины, носили украшенное камнями оружие, кольца с камнями, используемые в качестве печатей. Использовать кольца в качестве печатей начали еще древние римляне и греки.
Изучая произведения ювелирного искусства можно понять, что нового привнес данный этап в общую культуру человечества.
На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе. Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью. В моде были дорогие кольца с рубинами и изумрудами, крупные броши с множеством драгоценных камней.
Со временем пышные и симметричные украшения барокко сменились на изящные, с хорошо обозначенным орнаментом украшения в стиле рококо. Изделия этого стиля отличаются изысканностью и тонкостью линий.
Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались бриллиантовые колье.
В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков), с развитием технологий и ростом уровня жизни, украшениями стал интересоваться и средний класс. Отличительной чертой являлось не только наличие драгоценных камней, но и сложная работа ювелиров. Именно в этот период появляются всемирно известные ювелирные бренды такие, как Tiffany & Co в Америке, Картье во Франции, Bulgari в Италии.
В конце XVIII столетия появляются украшения и из недорогих материалов (стекла, металла, камня, керамики и т. д.). Так называемаябижутерия. "Бижу" с французского означает "подделка, обман". Ювелиры, работающие с дешевыми материалами, стали называться "бижутеры". Дамы умело пользовались фальшивыми украшениями, так как появляться в свете в открытом платье без украшений считалось непозволительно.
Одним из самых плодотворных для развития ювелирного дела стал период классицизма (с середины XVIII до конца XIX в.). Идеалом красоты и предметом для подражания стало древнегреческое искусство. Ювелирные украшения становятся прерогативой женщин.
XVII-XVIII века стали периодом возникновения первых школ ювелирного искусства. Наиболее известны европейские школы и Петербургская школа Фаберже. Обычно такие школы основывались в крупных городах, столицах ювелирного дела. Украшения становятся более изысканными и элегантными. На первое место выходит бриллиант, а на смену разномастным драгоценностям приходят комплекты украшений, сделанные в едином стиле, так называемые парюры. В течение длительного периода времени главным поставщиком дорогостоящих камней в цивилизованный мир являлась Индия. В Бразилии также добывали алмазы, но лишь некоторые из них являются достаточно крупными. Богатой алмазами всевозможных размеров оказалась и Южная Африка. Самые крупные камни, добытые в копиях, были удостоены собственного имени.
К концу XIX века сформировался новый стиль в ювелирном искусстве - модерн (по-французски Art Nouveau - новое искусство). Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самими последними тенденциями, мода перестала быть привилегией высших классов. На первое место выходит ювелир, создававший индивидуальные, художественные украшения.
Нововведения в ювелирном деле отмечаются и после Второй мировой войны. Применение новых материалов, техник окрашивания, получение искусственных жемчужин и бриллиантов привело к появлению многочисленных дизайнерских направлений.
На рубеже XX-XXI вв. в ювелирной промышленности начали широко использоваться компьютерные технологии, позволяющие создавать неповторимые стили и модели.